Мобильное приложение BST GUIDE

НАД ШУЛЬСКОЙ ДОЛИНОЙ

МАРШРУТ БСТ № 6:

Турстоянка «Гористое» - турстоянка «2-й кордон»

отрезок маршрута: пещерный монастырь Шулдан - пещерный монастырь Чилтер-Мармара

На эту экскурсию отправимся на пригородном автобусе № 40 из Севастополя от автостанции на 5 км Балаклавского шоссе. Выходим на конечной остановке в селе Терновка (бывшее Шули). Прежде чем идти дальше осмотрим местную достопримечательность. Это платан Палласа - огромное дерево, по преданию посаженное академиком П. С. Палласом. Этот ученый одним из первых начал изучать и описывать Крымский полуостров после присоединения его к России. В конце XVIII в. здесь находилось его имение. Платан, изображенный на гербе села располагается за «главной площадью» с памятником Ленина, на левом берегу реки Ай-Тодорки. Его высота около 50 м., окружность ствола достигает более б м.

На восточной окраине села, справа в поле сохранился артиллерийский дот № 65. Он, как и соседние доты - № 64 и № бб (всего было семь артиллерийских и семь пулеметных огневых точек) входил в состав Черкез-Керменского опорного пункта, защищавшего подходы к Севастополю на этом участке. Боевое крещение эта маленькая крепость приняла 6 ноября 1941 г., отбив массированную атаку, хотя противник ввел в бой почти 3 тысячи солдат и 92 орудия. Им же противостояли не более тысячи человек при поддержке четырех орудий и двух дотов. И все же врагу удалось подавить дот № 66, зайти в тыл доту № 65 и расстрелять его из крупнокалиберного орудия.

 

 С севера Шульскую долину ограничивает невысокая куэста (в переводе с испанского - «откос, склон горы»). Эта форма рельефа типична для Предгорного Крыма. Южный склон куэсты представлен крутым, практически отвесным, скалистым уступом, а северный наоборот очень длинный и пологий. Именно в таких грядах и размещены практически все средневековые пещерные монастыри Крыма. Два из них находятся в окрестностях Терновки, и мы в них сегодня побываем.

Через десять минут ходьбы, слева о дороги в скальном обрыве горы Шулдан- Бурун («мыс, отдающий эхо», тюрк.) увидим первый монастырь - Шулдан. Его пещерные сооружения (их насчитывается около 20) расположены в два яруса. А над ними приметный ориентир - часовня в виде башни увенчанная золотым куполом, возведенная уже современными монахами. Да, сегодня монастырь восстановлен и живо напоминает средневековые пещерные обители с их деревянными лесенками, перилами и балкончиками.

От шоссе на вершину куэсты ведет дорога, обильно покрытая мергелевым щебнем. Где-то на середине подъема направо круто вверх уходит тропинка, выходящая прямо к монастырю.

МОНАСТЫРЬ ШУЛДАН - N 44° 35'27,6" Е 33° 46'24,8"

По-мнению ученых, этот христианский комплекс возник в XIII-XIV вв., затем в начале XV в. он расширяется. Оформление главного храма монастыря говорит о том, что в нем могла быть одна из резиденций митрополита Готской епархии, занимавшей всю территорию Юго-Западного Крыма.

Главный храм (площадью 7 х 3,3 х 3,65 м) расположен в первом ярусе пещерных сооружений. В плане церковь представляет собой вытянутый прямоугольник, перекрытый полуциркульным сводом. Ее апсида отделялась от основного помещения алтарной преградой, вырубленной в скале. Самая интересная здесь деталь - двухступенчатый синтрон с «горнем местом» («верхняя кафедра», греч.), выше которого располагается ниша для установки запрестольного образа, закрыт резным деревянным иконостасом. На северной стороне храма еще в первой половине прошлого века были видны остатки фресковой росписи. К церкви примыкает небольшая часовня с усыпальницей и гробницей. А справа от алтаря арочный вход с двумя ступеньками в древнюю крещальню. Позже в ней появляется новый баптистерий, а старый переоборудуется в могилу. На втором ярусе пещер над восточным входом в монастырь располагалась еще одна церковь.

Похоже, учитывая сравнительно небольшое количество келий и хозяйственных помещений при наличии двух храмов и крещальни, что постоянными прихожанами Шулдана были обитатели близлежащих поселений, особенно во время больших богослужений. Однако после захвата Крыма турками, обитель опустела, а ее помещения стали использоваться для содержания скота.

 

После посещения монастыря отправимся по тропе идущей вдоль пещер первого яруса на запад. По ней проходит и маршрут БСТ. Идя по тропе, обратите внимание на большой скальный навес сразу же за монастырем. Именно здесь в средние века был главный вход в Шулдан, но обвал закрыл его. Далее справа глубокая естественная пещера. Внутри ее - вырубленные ниши, скамьи. Вскоре выходим на перевал, на который из долины поднимается дорога, по которой мы начинали свой путь к монастырю.

Впереди возвышается гора Кафка-Тепе (454 м), название которой в переводе с тюркского звучит несколько зловеще - «череп-гора». Вниз уходит балка Кафка (известная также как Пятая балка) с двумя небольшими прудами. Обходим гору с севера и выходим на поляну. С нее вверх поднимается тропинка, взбирающаяся на вершину куэсты и бегущая в западном направлении прямо по кромке ее южного склона. Самая высокая вершина здесь - гора Чилтер-Кая («скала с решеткой», тюрк.) высота которой 484 м. Другая примечательная скала - Эль-Бурун. На этом «ветреном мысу» (так переводится с тюркского ее название) в 1942 г. находился один из немецких наблюдательных пунктов. Отсюда действительно, открывается отличная панорама не только на долину, но и на лежащий впереди Севастополь. Недалеко от скалы, в лесу можно обнаружить заплывшие окопы и остатки немецкого блиндажа.

ГОРА ЧИЛТЕР-КАЯ - N 44° 35'33,2" Е 33° 45'17,1" МОНАСТЫРЬ ЧИЛТЕР-МАРМАРА - N 44° 35'43,2" Е 33° 43'56,б"

Следующая остановка - у большого деревянного креста. Под нами в скальном обрыве высотой около 40 м разместился монастырь Чилтер-Мармара с пятью ярусами пещерных сооружений. От них и произошло его название: «чилтер» с тюркского - «решетка» и расположенные друг над другом черные квадраты пещер, ее как раз и напоминают (Мармара - название средневековой деревни, находившейся поблизости от монастыря). Ученые относят основание Чилтер- Мармара к ХП-ХШ вв. Всего пещер более 80 (из них 56 сохранившиеся, а около 30 разрушенных): это кельи, хозяйственные помещения, а также четыре церкви. Сегодня эта средневековая пещерная обитель, так же как и Шулдан используется по своему прямому назначению.

Осмотр монастыря начнем с верхнего яруса. В него с плато ведет деревянная лесенка, расположенная недалеко от креста. Спустившись по ней, обратим внимание на пещеру, больше похожую на узкий лаз, длиной несколько десятков метров, уходящую налево в массив скалы. В ее стене есть небольшой алтарь и «полочки» для икон и светильника. Есть предположение, что монастырский комплекс начался именно с этой пещеры, в которой когда-то поселился аскет. «Видимо, этот отшельник был знаменит, - пишет А. В. Васильев в книге «Священные тайны Крыма», - поскольку позже здесь появляется целый монастырь - один из самых больших в Крыму. В память об этом подвижнике перед входом в пещеру была высечена небольшая часовня длиной и шириной около двух метров. Судя по большому количеству граффити на стенах, она была местом многочисленных паломничеств. Имя этого подвижника не сохранилось». К сожалению, сегодня вход в часовню закрыт, и увидеть граффити нельзя. Но осмотреть другие сооружения монастыря можно.

Это в-первую очередь, главный храм (его размеры 32 х 8 х 2,9 м), расположенный во втором ярусе, свод которого поддерживали шесть колонн (сохранилось только пять), вырубленных в скале. Сегодня южная и западная части храма восстановлены - они заложены камнем, как и прежде. Закрыта деревянным иконостасом и полукруглая апсида. Рядом пять могил, а за пределами святилища еще две. Кроме церкви в гроте находились винодавильня, помещение для хранения вина, два бассейна для сбора воды. Для этой же цели были предназначены пять яйцеобразных емкостей до 2,5 м глубиной перед храмом.

Со второго яруса по деревянной лестнице можно попасть в пещеры третьего яруса, большинство которых являлись кельями, но была здесь и одна церковь. В ее полу две гробницы, над которыми авторы путеводителей отмечали слабые следы надписи на греческом языке, нанесенной белой краской. На потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола, в квадратной вырезке еще один крест. По другой лестнице можно подняться на четвертый ярус (здесь была еще одна церковь) и попасть в три связанные между собой пещеры. В одной из них с выемкой в полу и с закопченными стенами, возможно, находилась пекарня.

К сожалению, сегодня осмотреть все помещения монастыря не просто - в них живут его обитатели, поэтому многие из них недоступны. А, уже покидая монастырь, обратите внимание на пещеры первого яруса, которые делятся на две группы: небольшие округлой формы были усыпальницами (костотеками), где складывались черепа умерших монахов, а в естественных гротах держали скот.

Ныне Чилтер-Мармара освящен в честь преподобного Саввы Освященного (в главном храме есть икона с частичками мощей этого святого). Он монашествовал в конце V - начале VI вв. в одном из монастырей византийской провинции Каппадокии (территория современной Турции). Эта область - центр раннего христианства и родина православного богословия, разработанного знаменитыми отцами-каппадокийцами, монахами, аскетами и учеными, жившими в IV в.

Пещерные обители горного Крыма

Есть предположение, что в это же время христианство приходит в Крым из Малой Азии. Готы, которые владели тогда почти всем полуостровом, совершали частые набеги на причерноморские города Римской империи и брали пленных, среди которых были и священники. Василий Великий, епископ Каппадокии, в письме епископу Фессалоник Асхолию в 373 г. сообщает о неком Евтихе, распространявшем христианство среди готов, живших в Крыму. Позже на рубеже IV-V вв. Иоанн Златоуст в свое патриаршество рукоположил для крымских готов епископа Унилу.

Начиная с IV в. Каппадокия являлась центром православного отшельничества. В IX-X вв. (а по мнению некоторых исследователей, на несколько столетий раньше) здесь возникают сначала отдельные пещерные скиты и церкви, а затем и целые монастыри. В XI в. Каппадокия испытывает давление со стороны турок и жизнь в пещерных монастырях начинает затихать. Возможно, в это время часть монахов из Каппадокии могли перебраться в Крым и принять участие в создании пещерных монастырей. Они устраивались по такому же принципу, как и в Малой Азии: сначала появлялись в скалах отшельнические кельи, которые постепенно превращались в скиты, а затем в достаточно большие монастыри.

Как раз в это время в Крыму наступает, пожалуй, самый стабильный период в его истории. Были установлены мирные отношения с половцами, и началась возрождаться жизнь в ряде «пещерных городов». Все это привело к экономическому расцвету региона. Именно в этих условиях насельники могли не прятаться в глухие места, а спокойно создавать монастырь, вести хозяйство, принимать паломников.

По подсчетам ученых в Таврике было около 20 пещерных монастырей, которые можно разделить на четыре группы. В первую входят комплексы, в монастырском характере которых никто не сомневается (они не затронуты перестройками XIX в.). Это Челтер-Коба (в Бельбекской долине), Чилтер-Мармара и Шулдан. Они имеют все признаки классического монастыря: один или несколько храмов, монашеские кельи, трапезные, подсобные помещения, погребальные сооружения. Вторую группу составляют 9 комплексов в Инкерманской долине. К третьей группе можно отнести Успенский монастырь в Бахчисарае и Качи-Кальон в Качинской долине. Их объединяет то, что в середине XIX в. на месте древних были воссозданы новые монастыри, просуществовавшие до начала 1920-х гг. и во многом изменившие облик первоначальных памятников. Последнюю группу составляют обители, расположенные на городищах и в непосредственной близости от них - комплексы на плато Мангупа, комплекс в районе Южных ворот пещерного города Чуфут- Кале, храм Донаторов (недалеко от пещерного города Эски-Кермен), храм в пещерном городе Тепе-Кермене.

В XIV - середине XV вв. Чилтер-Мармара переживает подъем, он расширяется и достигает своих максимальных размеров. Но продолжался этот период недолго. После захвата Крыма Османской империей в 1475 г. православные монастыри, в том числе и пещерные, были или разрушены, или пришли в упадок. Возможно, отдельные монахи еще продолжали жить здесь в XVI-XVII вв., однако следы их пребывания практически не отмечаются.

Осмотром монастыря Чилтер-Мармара заканчивается наша экскурсия. Спускаемся вниз к тепличному хозяйству, от него выходим на шоссе. Здесь останавливается автобус № 40 «Терновка - 5-й км», на котором можно уехать в Севастополь.

 

 

© Государственное автономное учреждение города Севастополя «Центр развития туризма», 2024

Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста и изображений на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — crt@sev.gov.ru

Сделано в ООО «Морчека-Технолоджи»